Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

ЧИСТО ПО ПРАВИЛАМ

12.11.21

Первые по-настоящему зимние метели и снегопады – накрыли сразу несколько регионов России. Как следствие – на дорогах моментально образовался гололёд, создав головную боль для дорожных служб, автомобилистов, пешеходов и владельцев домашних животных. Хорошо, что в 21 веке бороться с зимними проблемами проще: для дорог и тротуаров придумали специальные противогололёдные материалы. Однако, для того, чтобы зима, действительно, была чистой и безопасной, а снег был только в радость нужно знать и соблюдать простые правила.

Просто чистить

Первое, что приходит в голову обычному обывателю, чтобы дороги были без снега их нужно просто чистить. Однако, в прошлом сезоне сразу несколько городов - Самара, Санкт-Петербург, Челябинск, столкнулись с тем, что механическая чистка не принесла должного эффекта. Белый снег, выпавший на дорогу с интенсивным движением, остаётся таковым лишь пару минут. Под колёсами транспорта он сминается, подтаивает и превращается в крепкий накат и колею. Убрать такой утрамбованный накат просто механизированным прометанием в условиях мегаполисов с большим автомобильным и пешеходным трафиком невозможно. Механизированная уборка требует вывода большого числа специализированной техники, что неминуемо ведёт к транспортному коллапсу на без того перегруженных магистралях. Кроме того, такое количество спецтехники, которое бОльшее время будет простаивать, не может позволить себе ни один город. 

колея 2.jpg

Результат подхода «просто чистить» - крепкий накат и колея

Фрикционные противогололёдные материалы

Фрикционными называются материалы, принцип действия которых основан на повышении трения между дорожной поверхностью и колесами транспорта. Это привычные нам песок, щебень и мраморная крошка. 

Песок, как в чистом виде, так и в составе пескосоляной смеси (ПСС), не обладает плавящей способностью. Есть и ещё одна немаловажная проблема – тысячи тонн песка, оседающие на улицах страны, в последствии превращаются в хорошо знакомую многим россиянам пыль, а в межсезонье - в настоящие бури. С приходом тепла требуются существенные затраты и усилия, чтоб собрать то, что осталось после таких посыпок зимой. При этом, как ни убирай, всё не выметешь.

Наиболее детально этот вопрос изучили в Новосибирске, где подсчитали, что после отказа от песка в пользу современных материалов город заметно экономит на весенней уборке.

Мы провели анализ противогололёдных материалов на основе песка и соли и пришли к выводу, что 80 % из них – это пыль и глина. Таким образом, мы высыпали на улицы Новосибирска 800 (!) КАМАЗов пыли и грязи ежегодно. С переходом на современные технологии с гололёдом мы стали справляться быстрее, а также значительно снизили пылевую нагрузку на город, – отмечает начальник управления автомобильных дорог Новосибирска Юрий Сердюк.

Щебень на основе гранита давно используется для борьбы с гололёдом в Скандинавских странах, и эта практика показала, насколько серьёзно гранитная порода ускоряет износ дорожного полотна. Помимо этого, твёрдый материал оказывает негативное воздействие на лакокрасочное покрытие кузовов автомобилей. Гранит, попадая на эскалаторы и другие движущиеся части механизмов метрополитена, часто выводит их из строя. Засоряет и газоны - возникает необходимость в замене внушительных слоёв почвы - до полуметра вглубь.

крошка на дорогах.png

Зимняя «эстетика» скандинавских стран

Мраморный щебень в виде крошки безопаснее для дорожного полотна и транспорта, чем гранитный, но при условии правильного подбора по коэффициенту прочности. Крошка мрамора, в отличие от гранитной породы, безопасна и для почв. Однако и она не плавит лёд, поэтому не может использоваться как самостоятельное средство для борьбы с гололёдом.

Песок, щебень и мраморную крошку нельзя применять на чистом или обледенелом покрытии, так как коэффициент сцепления при их нанесении на такую поверхность падает — возникает «роликовый» эффект. Кроме того, ветер и воздушные потоки от проезжающих автомобилей быстро сдувают песок и подобные материалы с дороги. 

дорога в накате песок.jpeg

Использовать фрикционные ПГМ в «одиночку» можно только на дорогах «в накате» с невысокой интенсивностью движения

Фрикционные ПГМ могут пригодиться на сложных участках дорог: подъёмах, спусках, крутых поворотах. Но для этого их нужно смешать с плавящими лёд химическими веществами. Такие комбинированные ПГМ придают покрытию свойства, которые делают его похожим на наждачную бумагу: антигололёдный реагент расплавляет лёд, а гранулы песка, щебенки из гранита или мраморной крошки впаиваются в него.

Таким образом, фрикционные ПГМ сами по себе не в состоянии справиться с гололёдом. Как противогололёдные материалы они могут применяться только в составе современных многокомпонентных средств по борьбе со льдом и то в ограниченных зонах в качестве вспомогательного инструмента.

Современный подход

Исходя из практики городов, в битве за безопасность водителей и пешеходов на сегодняшний день выигрывают современные многокомпонентные противогололёдные материалы. Наиболее эффективными, по результатам исследований, являются составы из нескольких солей (натрия, калия, кальция) с добавлением формиата натрия и мраморной крошки. Принцип действия прост - соли, входящие в состав реагентов, попадая на лёд, начинают растворяться, как сахар в чае. Были сахар и чай - стал сладкий чай, были лёд и соль - стала солёная вода. Если воду выпарить, то вода испарится, а реагент останется и снова станет твёрдыми кристаллами.

Уникальность природных солей и в том, что они максимально натуральны для человека - внутри нас тоже бежит «раствор из реагентов». Что касается опасений за засолённость почв - в пример простое сравнение: чайная ложка в стакане воды не причинит нам вреда, наоборот, ею можно прополоскать горло для дезинфекции. То есть всё дело в объёме - малое количество соли никак не вредит окружающей среде. Тот объём солей, который применяется для уборки, ничтожно мал в общей массе выпадающих зимних осадков.

Подобные противогололёдные материалы на сегодняшний день успешно применяются в ряде крупных российских городов - в Москве, Казани, Самаре, Екатеринбурге и др. В нынешнем зимнем сезоне продолжить практику по борьбе с обледенением дорог при помощи современных реагентов планирует и Новосибирск. Об этом подробнее - в видеосюжете.




Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»