Черный снег в Москве: что это такое и стоит ли бояться?
Весной этого года в СМИ и социальных сетях начали появляться статьи об опасности "черного снега", слежавшегося на обочинах в Москве. Очевидцы заявляли о его неприятном запахе и потенциальной опасности для здоровья и предполагали, что дело в химических реагентах, которые применяют в городе. Как часто бывает, не так страшен черт.
"Черный" снег весны
Темный цвет снега логичен: городская пыль и грязь, а также частицы выхлопов и резины с автошин оседают в снегу по обочинам дорог. А причина неприятного запаха - все в том же транспортном трафике: пахнут частицы мазута и бензина. Реагенты, которые применяют в Москве, представляют собой комбинацию солей, которые не имеют запаха. Кроме того, сами антигололедные составы белые и без остатка растворяются в воде. Исключение составляют некоторые участки, где остается мраморная крошка. По сути, это обычный мел, который со временем изотрется и пропадет.
Что в химии твоей?
Что же до химических показателей, то анализ талого снега с реагентами с дорог и чистого снега с обочин, проведенный государственным дорожным институтом РосдорНИИ этой зимой, показал интересные результаты.
- Кислотно-щелочной баланс, как снега, так и дорожного смета составил 6,8 и 7,2 единиц соответственно. Этот показатель находится в пределах норм, предъявляемых не только к реагентам, но и к санитарным нормам питьевой воды. По СанПиН РН питьевой воды должен находиться в пределах 6-9 единиц.
Иногда в соцсетях и некоторых публикациях встречаются высказывания, что антигололедные реагенты, якобы разъедают ткань, кожу и даже “прожигают дыры в полу”. Может ли это делать реагент? Нет. Что-либо “прожигать” могут либо щелочи, либо кислоты. У противогололедных материалов, как правило, РН находится в районе 7-8 единиц. Талый снег, как показал химанализ, 6-7 единиц. Такую кислотность имеют детские шампуни и питьевая вода.
- Коррозионная активность талого снега с реагентами с дорог и снега с обочины была также на уровне коррозии водопроводной воды и атмосферной коррозии промышленного города: 0,11 мг/см2сут и 0,02 мг/см2сут). Предельно допустимый уровень коррозии для реагентов, установленный в нормативных документах - 0,8 мг/см2 сутки, как правило, это показатель технической соли - хлорида натрия. Хотя встречаются и более агрессивные противогололедные материалы. Например, некоторые виды хлорида кальция и магния (бишофит), чье воздействие на металл может превышать единицу. Реагенты с коррозией в 0,1 мг/см2 сутки допускаются для использования на взлетно-посадочных аэродромах. В московские реагенты входят формиаты натрия, которые не только плавят лед, но и выступают ингибиторами коррозии, снижая агрессивность солей более чем вдвое. Кроме этого при взаимодействии со снегом происходит разбавление рассола и получается незначительная концентрация, дающая такое низкое воздействие на металл.
- Уровень содержания солей кальция и натрия во взятых пробах - на уровне природной нормы.
Снижение по солям
Для сравнения, семь-десять лет назад, когда в Москве только шел поиск подходящих реагентов, ситуация была совершенно другой. После применения галита (хлорида натрия) ⅔ почв было засолено, при использовании ацетатов на улицах появлялся удушающий запах уксуса, при эксперименте с чистым хлористым кальцием и бишофитом люди жаловались на маслянистую пленку на дороге и убитую обувь.
С 2011 года столицу убирают по новой Технологии. Весь снег утилизируют на снегоплавилках, а потом очищают. А для борьбы с гололедом используют многокомпонентные составы, разные для разных температур и областей применения. Для тротуаров, например, композицию производят на Уральском заводе противогололедных материалов. Она меньше влияет на обувь и наполовину состоит из мраморной крошки. С использованием такой посыпки число травмированных из-за гололеда пешеходов в столице сократилось в 2,5 раза и на сегодняшний день является наименьшим в России. А уровень засоления почв за 7 лет снизился в разы, и сейчас по данным экомониторинга до 97% почв в Москве вообще не имеют признаков засоления.