Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612
+7 (966) 336-12-21 +7(499)288-84-39

АНТИЛЁД. МЕТОДЫ НОВОСИБИРСКА

18.12.20

Зима в самом разгаре. Снегопады и метели обрушились на регионы. Больше всего досталось Камчатке. Там всего за несколько часов выпала едва ли не половина месячной нормы осадков. Не думают прекращаться снегопады и в столице Сибири. С одной стороны — хорошо: город станет белоснежным, деревья украсят снежные кроны, а вот где снег никак не будет украшением, так это на дорогах. Особенно когда горожане, как сговорившись, поедут на личном авто и общественном транспорте за ёлками, подарками и продуктами к Новому году и попадут в пробки. Журналисты NGS.RU разобрались не в теории, а на практике как в Новосибирске убирают снег, что сыплют на проезжую часть, зачем зря хейтят реагенты и когда дороги в городе будут как в Москве.

новосиб снегопад.jpg

Новосибирск засыпало снегом

Чем плавят снег в Новосибирске

В Новосибирске для уборки улиц применяют несколько видов реагентов: пескосоляную смесь и реагент «Бионорд». Современный реагент сыплют на некоторых улицах города не так давно, с 2018 года. Как к любой новинке, многие горожане начали относиться к этому скептически, искать подвох и вред: якобы, реагенты вредны для здоровья людей, «испаряются» и вызывают аллергию, и, может быть, проще, дешевле и безопасней посыпать улицы песком. Так ли это на самом деле?

Для начала разберемся с составом. Из чего состоит простая пескосоляная смесь, ясно из названия: песок и соль. Конечно, рецепт состава могут корректировать и вместо речного песка использовать отсев — тот же песок, только более крупного размера. Современные многокомпонентные реагенты — только соли без всяких грязных примесей. Почему для уборки улиц зимой применяют соли? Они обладают суперспособностью растворяться в воде, а если вода в твердом состоянии в виде снега или льда, они растворяют и их тоже. Усиливает этот эффект автомобильный трафик. Солёная вода не замерзает при морозах, что позволяет держать снег в талом состоянии для лёгкого очищения проезжей части.

И тут важная разница: современные противогололёдные реагенты, в том числе и «Бионорд», растворяются без остатка. А от пескосоляной смеси остается песок — по сути, грязь. Которую, как ни убирай, всю не выметешь. Особенно когда машины раскатывают её по дорогам города.

КДМ реагент.jpg

Спецтехника рассыпает противогололёдный реагент

Простой пример: на 1 м2 дороги приходится до 300 г песка с солью, в которой содержится 30 г чистой соли. Реагента требуется на эту площадь те же 30 г. Но после обработки улиц реагентом дорожники вывозят только стаявший снег, а после посыпания пескосоляной смесью - песчаную грязную снежную кашу.

— Уровень воздействия многокомпонентного реагента намного ниже, чем у соли в пескосоляном коктейле. В его состав входят различные виды ингибиторов, которые противодействуют процессам агрессивности по отношению к коже, к металлу, — комментирует Алексей Лыков, директор МКУ «ДЭУ № 1». — Но дело не только в этом.

За пару лет работы с противогололёдным реагентом дорожные службы поняли, как он ведет себя на дорогах, и научились применять небольшой объём (всего 10% от доли других материалов на сезон) более эффективно.

- Реагенты хорошо работают по площадям, по квадратуре: быстро срабатывают, равномерно распределяются, не сбиваются колесами машин с проезжей части. Особенно если речь идет о двухфазном реагенте — он дозированно распределяется по всей дороге, не сдувается ветром и не разносится потоками машин: он прилип и начал действовать. При разных дорожных условиях мы применяем разные реагенты: твёрдые или двухфазные (из твёрдой и жидкой фазы). Двухфазный плавит снег лучше при сильном трафике, а твердый плавит снежно-ледяной накат сразу, и чем дольше он взаимодействует со снегом и не сбивается колесами машин, тем большая площадь оттаивает. Грамотное применение реагентов на разных участках дороги позволяет нам очищать асфальт до летнего варианта, - отмечает Алексей Лыков.

Горожан пугает соль в почве, вредная пыль и бесят пробки из-за снега

Каждую зиму гнев новосибирцев растет прямо пропорционально уровню сугробов. И сейчас в соцсетях обсуждают, что якобы реагент виновен в снежной каше, плохом сцеплении и грязи. Но забывают, что 90% улиц по-прежнему обрабатывают пескосоляной смесью. Хотя за два года её объемы существенно удалось сократить, а качество - улучшить, грязевая смесь с дорог Новосибирска никуда не делась.

 красный проспект зимой.jpg

Новосибирск. Красный проспект зимой

— Каких только мнений мы, дорожники, не выслушиваем: кто-то хочет побольше снега, потому что зима, а кто-то говорит: ребята, вы почему так мало реагента сыплете? Два квартала от центра — и дороги уже в снежно-ледяном накате или посыпаны крошкой. Зачем нам крошка?! Хотим видеть разметку на проезжей части! Хотим видеть асфальт, мы же в XXI веке живём! — смеется Алексей Николаевич Лыков. — Но скажу честно: госавтоинспекторы оперативно реагируют на уборку, требуют обработку реагентом. Говорят, срочно посыпьте, мы уже привыкли к нормальным дорогам в асфальте!

Кстати, итоги применения реагентов в Новосибирске за последние годы, действительно, впечатляют.

Новосиб инфографика.jpg

Чем меньше нужно техники, чтобы обработать дороги, тем быстрее службы могут отреагировать в снегопад и одновременно «просыпать» больше улиц. И конечно, тем меньше помех водителям создают КДМ на дорогах. Улучшение качества пескосоляной смеси позволило снизить количество грязи и пыли в 16 раз. И хоть победить её полностью невозможно, то снизить – реально. Чтобы и дальше сокращать объёмы грязи, поступающей из-за зимних посыпок, дорожники постепенно планируют расширять площади обработки современными антигололёдными средствами.

— С приростом новых территорий за два месяца мы израсходовали на 500 тонн больше, чем в аналогичном сезоне 2019 года, — рассказал Алексей Лыков. — Но применение реагентов снижает затраты на уборку. Только по Советскому району затраты уменьшились в 10 раз. Экономия происходит за счёт того, что материал уменьшает количество вывозимого снега, остатков противогололёдных материалов и песка, отсева дробления. Тратим меньше не только финансов, но и времени. Уборка Красного проспекта занимала обычно период с конца апреля по конец мая, а в прошлом году мы его убрали за неделю!

По поводу опасений за засолённость почвы - в пример простое сравнение: чайная ложка в стакане воды не причинит нам вреда, наоборот, ею можно прополоскать горло для дезинфекции. То есть всё дело в объеме: малое количество соли никак не вредит окружающей среде. Тот объем солей, который применяется для уборки, ничтожно мал в общей массе выпадающих зимних осадков.

Чего не хватает Новосибирску, чтобы зимой были дороги как в Москве

Как в Москве — это до чистого асфальта. И не думайте, что там нет снега на дорогах только потому, что он не сыплется с небес на москвичей. Ещё как сыплется! Плюс ко всему: если в Сибири зима с минусовой температурой обычно приходит один раз и надолго, то в Москве за один день может быть несколько переходов температуры через ноль. Для уборки осадков и обработки дорог в столице имеется достаточное количество дорожной техники. А также действует регламент, который разрешает применять в уборке улиц только реагенты и запрещает разбрасывать пескосоляную смесь.

Почему такой регламент не применяется во всех регионах пояснила руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова:

- Уборку на федеральном уровне регламентирует национальный стандарт ГОСТ Р 50597. Он существует несколько лет, но в 2017 году был значительно переработан, был добавлен раздел про зимнее содержание дорог. И смысл его таков: зимой на улицах города, неважно, какого размера город и какая эта улица, не допускается снега и зимней скользкости. Причём в этом стандарте чётко определено, что такое зимняя скользкость, так как часто возникали споры. Под ней подразумеваются любые осадки, талый снег, рыхлый снег, накат и т.д. То есть в городе должен быть чёрный асфальт с хорошо различимой разметкой. Для разных категорий улиц регламентировано время от трёх до четырёх часов на уборку. Как только закончился снегопад, в течение четырёх часов дороги должны быть чистыми. Во время снегопада допускается наличие снега не более 5 см. Как только больше, дорожные службы должны его ликвидировать. Но в федеральном стандарте не прописано, какими материалами должна проводиться уборка. Методы решения «скольких» проблем определяют городские власти и местное законодательство.

В Новосибирске, по словам Алексея Лыкова, директора МКУ «ДЭУ № 1», тоже был разработан единый регламент для всех:

— Управляющие компании зачастую вообще сыплют пескосоляную смесь, с ними пытаются бороться главы администраций, чтобы призвать к единым стандартам. Недаром был разработан регламент по зимнему содержанию улично-дорожной сети в Новосибирске, чтобы все одинаковые материалы применяли, а не кому какой вздумается: кто-то пищевой солью посыпал, кто-то речного песка накупил, кто-то карьерным песком засыпал, кто-то глину смешал с чем-то непонятным. Если не придерживаться единых для всех правил, вся работа может свестись к нулю, потому что с периферии тащится очень много грязи. Ведь если в отсеве дробления содержится 95% и более рабочих (противогололедных) частиц, а для пыли даже и места не остается, то в речных песках, наоборот, рабочих частиц всего порядка 20-25%, а остальное - пыль и глина.

По мнению экспертов нашей Ассоциации, Новосибирск за последние два года, со скрупулезным подходом к выбору противогололёдных материалов и усовершенствованием пескосоляной смеси, сделал большой шаг вперёд. В дорожной отрасли города – ответственные и грамотные люди. Единственное чего на сегодняшний день не хватает дорожным службам – соблюдения единого регламента и достаточного количества спецтехники. Но и этот вопрос в стадии решения – на обновление городского парка уборочной техники планируют направить 150 млн.рублей.


Подготовлено по материалам NGS.RU https://ngs.ru/text/gorod/2020/12/16/69630806/



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»