Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 928
+7 (966) 336-12-21

Зимняя уборка в Скандинавии - какие противогололёдные материалы там используются?

28.12.18

«Там хорошо, где нас нет»… Эта фраза главного героя комедии в стихах «Горе от ума» как нельзя лучше отражает менталитет русского человека. Мы во всём привыкли равняться на заграницу и даже представить себе не можем, что в чём-то можем опередить зарубежные страны. Особенно, если речь идёт об уборке дорог. Всем известно, что ТАМ дороги ровные и чистые даже зимой, а у нас гололёд и колдобины. Так ли это на самом деле?

В качества примера рассмотрим, как борются со скользкостью в двух странах Скандинавии - в Норвегии и Швеции. Узнаем, какие противогололёдные материалы там используют.

Итак, начнём с Норвегии. Здесь методы зимней уборки зависят в первую очередь от класса содержания дороги. Классификация производится с учётом интенсивности автомобильного потока. Также принимаются во внимание: статус дороги (федеральная, региональная и т.д.), состав участников дорожного движения, климатические условия и многие другие факторы.

Если интенсивность движения выше 5 тысяч автомобилей в сутки, дороги очищаются до «чёрного асфальта» в течение 2-х часов. Для этого в основном используется техническая соль - хлорид натрия. Но её применение приводит к возникновению ряда проблем. Во-первых, при температуре ниже -12°C это вещество фактически не топит лёд. Так что при сильных морозах дорожным службам остаётся только устанавливать предупреждающие таблички, а водителям - надеяться на удачу. Вторая проблема - негативное воздействие хлорида натрия на почвы. Соль делает их плотнее, и питательные вещества не могут поступать к корням растений. Соответственно, зелёные насаждения гибнут, и на их восстановление приходится выделять средства из бюджета страны. В связи с этим особо важные участки дорог в Норвегии обрабатываются многокомпонентными противогололёдными реагентами с формиатами. Подобные составы давно, успешно и широко применяются в России.

А что насчёт дорог с низкой интенсивностью движения (менее 1,5 тысяч автомобилей в сутки)? Их разрешается содержать под снегом, точнее, под уплотнённым снежным покровом - УСП. Для их обработки применяются песок, гранитная крошка, гравий. Но таких дорог всё же меньшинство. Как правило, это региональные дороги, связывающие населенные пункты. Солевые реагенты начали применять в Норвегии в 70-х годах и с тех пор они своих позиций не сдают - ежегодно в стране используют до 450 тысяч тонн таких средств.

Теперь поговорим о Швеции. Тем более, что туда ездили сотрудники Уральского завода противогололёдных материалов, чтобы встретиться с представителями дорожных служб. И, возможно, перенять опыт. Как оказалось, перенимать особо нечего. В основном дороги обрабатываются жидкими реагентами в концентрации 6-20%. Но такие рассолы работают при температуре не ниже -10°C. То есть в сильные морозы водители, как и в Норвегии, остаются один на один с гололёдом. Дороги с низкой интенсивностью движения тоже содержатся под УСП и посыпаются гранитной крошкой, в остальных случаях не делается ничего.

Особо важные дороги - оживлённые трассы или центральные улицы городов - очищаются до «чёрного асфальта» многокомпонентными реагентами.  

Что же касается гранита, с использованием которого традиционно ассоциируется зимняя уборка в Скандинавии, надо сказать - шведы от него не в восторге. Он слишком твёрдый и поэтому быстро приводит к изнашиванию дорожного покрытия, а также забивает ливневые канализации и скапливается на газонах (верхний слой почвы из-за этого приходится срезать).

В Стокгольме вместо гранита используют светлый мрамор - он схож по свойствам с мраморной крошкой, которую применяют на тротуарах в Москве.

А как же легендарное повторное использование гранита? Оно не нашло широкого применения. Отработанный фрикционный материал просто вывозится на свалку либо используется при строительстве дорог. Мыть его дорого и сложно - для этого требуется очень много воды, которую потом ещё нужно как-то очищать от загрязнений.

Кент Густавсон, директор отдела содержания дорог дорожно-транспортного исследовательского института VTI, признаёт, что технологию зимней уборки в Швеции пока нельзя назвать совершенной. Поэтому постепенно начинают применяться новые методы - например, приобретают популярность двухфазные реагенты. Такие материалы в нашей стране уже используются с 2017 года.

Получается, что на дорогах с высокой интенсивностью движения в Скандинавских странах, как и в других странах мира, для борьбы с гололёдом используют солевые реагенты. В нашей стране такая практика тоже становится вполне обыденной. Только продукция УЗПМ применяется более чем в 60 городах России! Составы реагентов тоже не сильно отличаются - в основе лежат хлориды. К ним добавляются формиаты или иные компоненты, снижающие воздействие на окружающую среду.




Эксперт:  Гильфанов Рустам Халэфович

Возврат к списку

Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»