Зимнее содержание мостов - тонкости и нюансы
Городская среда разнообразна, и это должно влиять на подбор технологии зимней уборки. Нет некого универсального средства, которое подойдет и для тротуаров, и для автомобильных дорог. Мосты и тоннели - и вовсе отдельный разговор. Эти сооружения имеют в своем составе бетонные и металлические конструкции. А значит очищать их от снега и льда нужно специальными средствами с мощными антикоррозионными добавками.
Дело в том, что сами по себе хлориды способны разрушать металл и цементобетон. Наибольшую опасность они представляют для бетонов, возраст которых составляет не более трех лет. На восстановление разрушенных мостов и проржавевших опор нужны огромные деньги! Речь идет о сотнях миллионов рублей.
Именно поэтому в дорожной отрасли существуют особенные требования к противогололедным материалам, которыми обрабатывают искусственные сооружения, в том числе и мосты. Согласно отраслевым нормам, антигололедные средства для этих целей должны обладать низкой коррозионной активностью на металл. Вместо 0,8 мг*cм2/сутки (для обычных дорожных составов) – 0,4. При этом в данном случае, чем меньше - тем лучше.
Снижение коррозионной активности реагентов – задача мирового масштаба, так как с такой проблемой сталкиваются во всех странах, где есть зима и используют антигололедные средства.
Зарубежные коллеги-исследователи сходятся во мнении, что ключом к решению задачи могут стать многокомпонентные композиции из хлоридов и ингибиторов коррозии, а также органические соли (типа формиатов), которые изначально обладают коррозионным воздействием на уровне водопроводной воды и снега. К тому же эти вещества биоразлагаемы и не наносят природе вреда.
Ученые из транспортного института Франции еще в 2014 году рекомендовали использовать формиатные реагенты для уменьшения воздействия на окружающую среду и объекты дорожного хозяйства.
Для сравнения - коррозионная активность на металл хлорид магния и хлорид кальция, как правило, превышает единицу. В то время как формиат натрия почти в 10 раз менее агрессивен. Его коррозионная активность ниже предельно допустимого уровня, который установлен российскими нормативами, в шесть раз.
Итак, согласно таблице, формиат натрия имеет значительно меньшую коррозионную активность, чем любая хлоридная соль. При этом благодаря достаточно высокой плавящей способности при температуре до -10°C он вполне может работать как самостоятельный противогололедный реагент.
При более сильных морозах он отлично выполняет функцию антикоррозионной добавки. Наиболее эффективные ингибирующие свойства формиат натрия проявляет при добавлении его в смеси хлоридов в пределах 5%-15%.
Получается, наиболее разумно применять формиат натрия в смесях - в сочетании с другими солями, коррозионную активность которых он будет снижать. Научные наработки легли в основу рецептуры линейки «Бионорд» производства Уральского завода противогололедных материалов.
Помимо смесей с формиатами есть и другие комбинации веществ, которые позволяют добиться низкой коррозионной активности противогололедных материалов. Они применяются в специализированном продукте «Бионорд-мосты», который соответствует требованиям межгосударственных стандартов и рекомендациям Министерства транспорта России по применению материалов против гололеда при уходе за мостовыми сооружениями.
Эксперт: Гильфанов Рустам Халэфович