Двухфазные антигололедные реагенты - новое слово в зимней уборке в России
Еще совсем недавно в России были распространены только два основных типа противогололедных реагентов (ПГР) - жидкие и твердые. Минус первых - в жестких температурных ограничениях по использованию (плавят лед до -5-7°C). Вторых - в больших потерях при распределении по дорожному полотну. Впрочем, для жидких реагентов данный недостаток тоже характерен - на спусках или в снегопад их использовать и вовсе нельзя.
«При распределении твердых противогололедных материалов - что песка, что разных видов солей - наблюдаются значительные потери за счет уноса гранул турбулентными потоками автомобилей, - поясняет основатель отрасли зимнего содержания дорог в России Рустам Халэфович Гильфанов. - В первый час после обработки на дороге со среднеинтенсивным движением остается меньше половины изначального объема песка. Велики потери и непосредственно при распределении. Из-за отскока гранул антигололедных твердых реагентов часть из них вылетает на обочину, часть - на другие полосы. В итоге до 30-40% противогололедных материалов «покидают» зоны заданного распределения. А это экономические потери для подрядчика».
В связи с этим во многих странах (Австрия, Германия, США) уже долгое время применяют гибридные средства - двухфазные реагенты. Они на 70% состоят из твердой фазы и на 30% - из жидкой. При соприкосновении вещества активизируют свойства друг друга и ускоряют процесс плавления. Обе фазы смешиваются на специальной распределяющей тарелке, и на дорогу попадают влажные гранулы.
В России составы, работающие по принципу смачивания, тоже производятся. В 2017 году Уральский завод противогололедных материалов представил двухфазный реагент линейки «Бионорд». Он прошел комплексные испытания совместно с РосдорНИИ и Московским автомобильно-дорожным институтом. Разработка хорошо зарекомендовала себя при использовании в Казани. Как отмечают дорожные службы: материал быстрее начинал плавить и дольше держался на проезжей части.
Преимущества двухфазных противогололедных реагентов
Итак, основные достоинства нового способа уборки дорог:
- Равномерное распределение. При обработке дорожного покрытия лишь 7% двухфазных средств оказывается за пределами нужного участка, для стандартных ПГМ эта цифра больше в 4-5 раз!
- Быстрая реакция и, как следствие - моментальный плавящий эффект. За 10 минут сухой реагент проникает в толщу льда на 2,8 мм, двухфазный же - на 4,1 мм. Испытания были проведены при температуре -15°C.
- Низкий процент выноса гранул на обочину колесами автомобилей. Для классических ПГМ он составляет соответственно 22, 35 и 67% при скорости потока 40, 60 и 80 км/ч %. Для двухфазных же - 0%. Результат - экономия бюджетных средств и снижение солевой нагрузки на почву.
Конечно, есть и свои нюансы - для двухфазных реагентов нужна специальная распределяющая техника. Однако все эти проблемы решаемы - например, УЗПМ при заключении контрактов на длительный срок бесплатно предоставляет заказчикам инфраструктуру для хранения, учета и загрузки ПГМ. Дорожные службы получают все необходимое для работы без дополнительных вложений! И еще противогололедный материал с большей точностью распределения, меньшими потерями и лучшими техническими характеристиками.
Эксперт: Гильфанов Рустам Халэфович