в рамках конференции, организованной Национальной ассоциацией зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта
Национальная ассоциация зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта (Ассоциация) провела научно-практическую конференцию «Зимнее содержание автомобильных дорог городских агломераций». Мероприятие состоялось в рамках XII международной специализированной выставки «Дорога 2025», которая проходит с 21 по 23 октября в Минеральных Водах, и собрало ведущих экспертов отрасли дорожного хозяйства.

В рамках мероприятия были обсуждены лучшие решения и практики, направленные на улучшение качества зимнего содержания дорог: особенности проектирования содержания улично-дорожной сети, применение цифровых инструментов для управления дорожным хозяйством, методы оценки производительности техники для оптимизации зимних работ, повышение компетенций сотрудников дорожных служб.
Модератором конференции выступил Павел Криушин, заместитель генерального директора Ассоциации. В мероприятии приняли участие представители органов власти (Росавтодор, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Комитет внешнего благоустройства Казани), научного (ФАУ «РОСДОРНИИ», НИПИ ТРТИ, НИИ Зимних технологий и инноваций, Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта) и бизнес-сообщества (ИндорСофт, УЗПМ).
Серию докладов открыл заместитель генерального директора-руководитель дорожно-мостового департамента Научно-исследовательского и проектного института и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры (ООО «НИПИ ТРТИ») Руслан Блязиков. Он рассказал про особенности разработки проектов содержания улично-дорожной сети и подробно остановился на нормативном регулировании и совокупности факторов, которые должны учитываться при подготовке проекта: выбор ПГМ, большее количество ручного труда, использование малой механизации, актуальность утилизации больших объемов снега и т.д.
Конференцию продолжил Николай Бойков, директор по развитию «ИндорСофт» — ведущей российской IT-компании по разработке комплексных решений для проектно-изыскательских и эксплуатирующих организаций, работающих в дорожной отрасли. Он продемонстрировал возможности ГИС IndorRoad для формирования проектов содержания автодорог. Система, интегрированная с 1С, метеостанциями и другими информационными ресурсами, обеспечивает автоматизацию процессов, повышает прозрачность и оперативность работ.
Глеб Понарин, начальник управления эксплуатации и дорожных исследований ФАУ «РОСДОРНИИ», поднял проблему несоответствия заявленных и фактических характеристик дорожной техники. Он рассказал о комплексе мероприятий РОСДОРНИИ, направленных на независимую экспертизу и повышение качества спецтехники — разработка СТО, создание новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения.
Отдельный блок конференции был посвящен исследованиям и новым разработкам в области противогололедных материалов. Татьяна Мокочунина, руководитель направления НИОКР-проектов Научно-исследовательского института зимних технологий и инноваций, представила зарубежный опыт оценки эффективности ПГМ и обозначила ключевые направления исследований ЗТИ, направленные на разработку новых продуктов.
Геннадий Таранов, министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики поделился опытом организации зимнего содержания автомобильных дорог различного значения на примере сравнения различных методов борьбы со льдом: с помощью песко-соляной смеси и чистых солей.
Рудольф Пономарев, заместитель директора по оптовым продажам ООО ТД Уральский завод противогололёдных материалов, подробно остановился на существующих стандартах по содержанию дорог в населенных пунктах и современных средств борьбы со льдом под маркой «Бионорд». Их отличает высокая эффективность, низкая коррозионная активность, экономичность применения, что подтверждается соответствием ГОСТ и наличием всех необходимых экологических сертификатов.
Заключительный блок конференции был посвящен повышению практическому опыту подготовки городских агломераций к зимнему сезону. Артем Смирнов, начальник отдела содержания и благоустройства Комитета внешнего благоустройства Казани, рассказал о переосмыслении подходов к содержанию дорожно-уличной сети в холодное время. В преддверии сезона был взят курс на автоматизацию и цифровизацию процессов, а также повышение компетенций сотрудников коммунальных служб. Специально для них совместно с Ассоциацией и производителями реагентов был проведен ряд тренингов, в рамках которого работники изучили всею нюансы применения противогололедных материалов и соответствующей подготовки спецтехники.
Подробнее на практических семинарах, направленных на повышение качества зимнего содержания дорог, остановился Павел Криушин, Заместитель генерального директора Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта. Во время выступления он привел неутешительную статистику, согласно которой у большинства работников коммунальных служб нет четкого понимания механизма действия противогололедных материалов. Так, например, 56% опрошенных не знают, какой температурный режим применения ПГМ закреплен в инструкции производителя и «Порядке содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения городов», 81% — в каком соотношении твердой и жидкой фазы должен применяться ПГМ в городе и какое время на уборку снега после окончания снегопада закреплено в регламенте содержания дорог. Проводимые Ассоциацией практические семинары помогают восполнить пробел в знаниях и повысить квалификацию специалистов. Кроме обучающих мероприятий, Павел Криушин также акцентировал внимание на необходимости объединения усилий специалистов и отраслевых структур, одним из форматов которого может стать Комитета городского хозяйства. Подобная структура уже функционирует в ряде регионов России и помогает отстаивать интересы городских администраций по вопросам зимнего содержания в органах исполнительной и законодательной власти РФ, изучать и распространять передовой опыт, повышать квалификацию специалистов, развивать нормативно-техническую базу.
В завершение конференции Павел Криушин поблагодарил всех участников конференции за конструктивный диалог: «Мы искренне благодарны всем участникам и спикерам за активное участие и ценный вклад в обсуждение актуальных вопросов зимнего содержания дорог. Именно такие совместные дискуссии, обмен передовым опытом и поиск инновационных решений позволяют совершенствовать подходы к обеспечению безопасности и комфорта на дорогах в зимний период. Мы планируем и дальше продолжить серию научно-практических конференций и семинаров под эгидой Ассоциации для объединения ключевых участников зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта».

Справочно:
XII международная специализированная выставка «Дорога 2025» проходит с 21 по 23 октября на площадке МВЦ «МинводыЭКСПО». Организатором выступает Федеральное дорожное агентство при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации.
«Дорога 2025» объединяет ключевых участников автодорожного сообщества России: представителей органов власти, науки и бизнеса, производителей техники, материалов и оборудования, а также ключевых экспертов дорожного хозяйства.