Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

Зима по межгосударственным стандартам

21.04.16

Этой зимой Санкт-Петербург отличился неоднозначными экспериментами с методами уборки улиц. С января в Северной столице пытаются обойтись только вывозом снега без использования плавящих лед реагентов. Об успехе выбранной тактики можно судить по количеству ДТП и числу пострадавших от гололеда пешеходов. СМИ на протяжении всей зимы сообщали о девятибалльных пробках в городе и сотнях аварий, произошедших из-за неудовлетворительных условий дорожного полотна, многометровых сугробах и ледяном панцире на улицах. В сутки количество травмированных пешеходов достигало 100 человек.

Как бороться с сезонными ненастьями – внутреннее дело каждого муниципалитета. Но, оглядываясь на эксперимент Санкт-Петербурга, можно сделать три вывода:

  1. только механическая уборка города и вывоз снега – это самый трудоемкий и дорогостоящий процесс, с которым ни один город России пока не справился на 5 баллов;
  2. существуют погодные условия, когда ни одна изощренная техника не уберет гололед, и его все равно придется чем-то плавить;
  3. неубранные дороги – это боль и смерть ни в чем
    не повинных людей.

Гололед становится не только причиной каждого второго ДТП зимой, но и способен нанести существенный экономический и экологический урон.

Наличие на дороге наката, рыхлого или уплотненного снега снижает скорость потока автомобилей в 2–3 раза, ухудшает пропускную способность дорог, увеличивает расход топлива и объемы выбросов выхлопных газов в атмосферу. А в результате возрастает загрязненность воздуха и почв тяжелыми металлами, нефтепродуктами, угарным газом.

Число госпитализированных и выбывших на несколько месяцев на больничный из-за переломов в одном крупном городе может достигать 5–7 тыс. человек за зиму. При этом травматологи отмечают, что в последнее время больше всего страдает именно молодое, трудоспособное население.

Ущерб от снижения темпов жизни города в России никто не оценивал. А вот в Америке такой подсчет делают каждый раз, когда какой-нибудь из мегаполисов накрывает циклон.

Пример

По подсчетам аудиторской компании Moody's Analytics, снежная буря 2014 г. и вызванные ею ограничения в работе транспорта обошлись бизнесу Нью-Йорка в 200 млн долл. Январская «Снегозилла» 2016 г. стоила северным штатам, по разным оценкам, 1–3 млрд долл.

При этом Шведский транспортный институт подсчитал, что содержать трассы в режиме «черного» асфальта наиболее выгодно для экономики страны: увеличивается автомобильный поток, снижаются издержки на летнюю уборку, уменьшается аварийность, сокращается воздействие на окружающую среду. При содержании дорог под уплотненным снежным покровом происходит совершенно обратный процесс – скорость снижается до 30–40 км/ч, число аварий возрастает на 20–25%, содержание тяжелых металлов, СО2 и бензапирена в воздухе резко увеличивается.

Новые правила

Из-за перечисленных негативных последствий требования к уровню содержания проезжих частей и пешеходных зон из года в год ужесточаются. В том числе и в России. Если раньше в нашей стране качество уборки регламентировалось только ГОСТ-Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к допустимому содержанию», то с 1 января 2016 г. на территории России вступил в силу еще и межгосударственный ГОСТ 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания».

Документ разработан специалистами Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФГБУ РосдорНИИ) и утвержден на уровне странучастниц Таможенного союза. Стандарт устанавливает четкие требования к тому, в каком состоянии должны быть проезжая часть, тротуары и другие элементы дороги в холодный период.

Еще в 2011 г., вступив в Таможенный союз, наша страна подписала соглашение о соблюдении Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011). Он регламентирует правила строительства, реконструкции, эксплуатации и содержания автомобильных дорог и устанавливает минимальные требования к ним. Нормативы обязательны к применению на территории стран – участниц Таможенного союза и записаны в межгосударственных ГОСТах.

Согласно требованиям техрегламента очистка покрытия автомобильных дорог от снега должна осуществляться:

  • с проезжей части;
  • остановок общественного транспорта;
  • тротуаров;
  • обочин;
  • стоянок.

Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки зависят от значения, класса и категории дороги, а также интенсивности движения. Регламентирует эти вопросы межгосударственный ГОСТ 33181-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания», который вступил в силу 1 января 2016 г.

Требованиям к допустимому уровню содержания дорог в зимнее время сейчас посвящено лишь несколько пунктов в российском стандарте 20-летней давности – ГОСТ 5059793 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Нормы сводятся к тому, что «коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 – шиной, имеющей рисунок протектора» специальным прибором ПКРС-2. Кроме этого, документ устанавливает максимальные сроки ликвидации зимней скользкости (таблица). 


Сроки устранения зимней скользкости
Интенсивность движения, автомобилей в сутки Сроки ликвидации скользкости, ч
Более 3000 4
От 1000 до 3000 5
Менее 1000 6

Подобные временные интервалы устанавливаются и для уборки тротуаров.

Новый ГОСТ 33181-2014 – более детальный документ. С текстом межгосударственного ГОСТа можно ознакомиться на сайте Ассоциации зимнего содержания дорог. В данной статье остановимся на основных его требованиях.

Уровни содержания дорог

Зимнее содержание автодорог разделено на пять уровней, где наивысший уровень – 1, а минимально допустимое состояние, в котором может пребывать дорожное покрытие, – 5.

В настоящий момент в России классификация автомобильных дорог осуществляется по ГОСТ Р Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования». Предполагается, что в сентябре 2016 г. вступит в силу межгосударственный ГОСТ 33382-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация».

В большинстве городов дороги в основном принадлежат категории I и II, изредка III.

Согласно ГОСТ 33181-2014 на таких дорогах не допускается уплотненный снег и возвышения из снежно-ледяных отложений на обочинах и разделительных полосах. Обочина должна быть очищена от снега полностью на дорогах I и II уровня.

Снежные валы запрещено формировать:

  • перед железнодорожным переездом;
  • на разделительных полосах шириной менее 5 м;
  • на тротуарах и остановках и ближе 20 м к ним.

Наличие уплотненного снега, зимней скользкости на проезжей части при любом уровне содержания дороги запрещено. И только во время снегопада допускается 1–5 см рыхлого снега. То есть лед, колея, накат и какие-либо другие проявления зимней скользкости встречаются на улицах наших городов, но в соответствии с новым ГОСТом их на дорогах быть не должно.

Исключение составляют:

  • дороги с покрытием из щебня;
  • трассы с интенсивностью движения до 1500 автомобилей в сутки.

В таком случае их можно содержать под уплотненным снежным покровом (УСП), к которому тоже предъявляются определенные требования:

  • показатель ровности УСП должен быть не более 6,0 м/км по IRI;
  • покров не должен иметь повреждений и участков с рыхлым снегом, влияющих на безопасность дорожного движения;
  • глубина колеи не более 3 см.

Содержание мостов

К содержанию мостов по новому межгосударственному стандарту никаких послаблений нет: никакого уплотненного снежного покрова, гололеда, наката, снега. Полная очистка до «черного асфальта» – как и обычная проезжая часть.

Тротуары и лестницы

Все лестничные сходы и тротуары межгосударственный ГОСТ 33181-2014 требует обрабатывать противогололедными материалами при любом уровне содержания.

Во время снегопада и до окончания снегоуборки на них допускается образование рыхлого, «свежего» снега, но не более 2 см для наивысшего уровня содержания. Далее эта толщина увеличивается на 2 см для каждого следующего уровня. И снег этот должен быть обязательно убран после снегопада в течение от одного до трех часов в зависимости от интенсивности движения пешеходов.

Время уборки тротуаров регламентирует ГОСТ Р 50597-93. В нем установлено, что если интенсивность движения пешеходов более 250 чел./ч, то у коммунальных служб будет всего 1 час, чтобы убрать последствия стихии на пешеходных зонах и обработать их противогололедными материалами.

Тоннели, галереи, пешеходные переходы в разных уровнях также не должны быть покрыты никакими видами снежно-ледовых отложений.

Чистое покрытие безопасное для передвижения. Без вариантов.

Контроль за соблюдением данных норм возложен на ГИБДД – по состоянию дорожного покрытия, мостов и пешеходных переходов, а также на административные технические инспекции и департаменты жилищно-коммунального хозяйства. По обращению граждан проверить выполнение требований ГОСТов и других нормативных документов может также прокуратура и Роспотребнадзор.

Штраф за самовольно установленные тарифы

Хозяйствующие субъекты, которые оказывают услуги по техприсоединению к централизованным сетям водоснабжения, могут работать только по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта.

У МУП «Красноярское ЖКХ» с апреля 2012 г. стоимость подключения к сетям холодного водоснабжения составляла 6496 руб., а с 2014 г. – 8950 руб. Но тарифы были рассчитаны самой организацией и не утверждены областным министерством энергетики и ЖКХ. Это является злоупотреблением доминирующим положением, что приводит или может привести к ущемлению интересов потребителей услуги.

Самарское УФАС признало предприятие нарушившим антимонопольное законодательство и оштрафовало на 257,4 тыс. руб.

Автор статьи: А.Ю. Шестаченко, руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог.


Эксперт:  Климентова Анна Юрьевна

Возврат к списку

Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»