Москва,
Краснопресненская набережная 12, подъезд 6, оф 1612

Зимнее содержание дорог на глаз и по линейке

Зимнее содержание дорог на глаз и по линейке 23.12.16

Глаз и линейка не спасут людей от гибели

    Эксперты Росзимдор призывают пересмотреть требования к зимнему содержанию дорог и разработать меры по оценке качества уборки улиц. Российские ученые давно разработали прибор, который помогает оценить уровень опасности дороги, но тот так и лежит на полке в институте.

На прошедшем заседании в Министерстве промышленности и торговли в ходе работы подгруппы по разработке нормативных требований к зимнему содержанию объектов дорожного хозяйства (ОДХ) были предложены варианты, как сократить зимнюю аварийность и гибель людей.

    Еще долго не утихнут споры, кто виноват в трагедии, случившейся на трассе ХМАО-Югра. Да, эта авария чудовищна, потому что в ней погибли дети. Но она, всего лишь одна из сотен, которые происходят зимой, как на региональных трассах, так и на улицах городов. Первая неделя декабря: трасса «Кола» в одном ДТП столкнулись 6 автомобилей, в другом 4. В обеих авариях есть жертвы, в том числе и дети.

Трасса Кемерово — Ленинск-Кузнецкий  - 8 автомобилей. За сутки в Приморье произошло 113 ДТП, 2 человека погибли. Этот список можно продолжать до бесконечности. Во всех случаях трагедии произошли из-за гололеда, наледи или снега, при которых водители не справились с управлением. Многих подобных аварий можно было бы избежать, но для этого необходимо пересмотреть требования к зимней уборке дорог.

    «В настоящий момент сложилась парадоксальная ситуация: дорожные организации выигрывают конкурсы на содержание дорог, в которых это самое содержание сводится к некоему процессу, который обязаны провести дорожные службы, - отметил председатель рабочей подгруппы, Советник по науке Ассоциации зимнего содержания дорог Алексей Никитин. – В различных регламентах прописано, что должны быть выполнены прометание проезжей части, сгребание снега, обработка полотна противогололедными материалами и т.д, и дорожники оценивают качество своей работы зачастую по объему выполненной работы. Но что на самом деле должно  быть результатом их действий? Ответ только один – безопасная дорога! 

К примеру, на поверхности дороги образовался стекловидный лед. Дорожники посыпали песком. Вроде проделали работу, списали материалы, потратили бюджетные деньги. Но! Дорога по-прежнему осталась скользкой, потому что посыпание песком льда не повышает коэффициент сцепления колес до безопасного уровня, что доказано нашими учеными многократно. И как раз весь этот процесс уборки не приводит к главной цели – сделать передвижение безопасным.»

Однако, в случае аварии в результате гололеда, чаще всего для суда факта, подтверждающего действия по уборке (а не результата) со стороны дорожников, будет достаточно, чтобы снять с них вину и крайним останется водитель, который «не выбрал безопасную скорость в соответствии с погодными условиями и состоянием дорожного полотна».

А каким образом водитель, видящий перед собой черную асфальтовую дорогу, еще и посыпанную песком, может понять, что она скользкая и опасная?! Это понимание приходит чаще всего в момент, когда сделать что-либо уже поздно.

    Одним из основных показателей безопасности движения  по дороге является коэффициент сцепления колес автомобиля с дорогой. На национальном уровне в ГОСТе принято, что этот минимальный показатель должен быть не менее 0,3 при испытании с гладкой шиной в условиях только положительных температур. При приемке построенной дороги, ее не допустят в эксплуатацию, если данный показатель будет ниже. Как показали исследования, проведенные в Московском автодорожном институте МАДИ, любые снежно-ледовые отложения: снег, накат, гололед и даже лед, посыпанный песком имеют показатели около или ниже этой нормы. На гололеде сцепление колес может быть вообще более чем в 2 раза ниже. Согласно проведенной аналитике даже при незначительном снижении коэффициента сцепления ниже 0,3 резко возрастает количество ДТП. Так что неубранные дороги в зимнее время являются очень опасными для водителей.

Но какой именно коэффициент сцепления зимой на дороге и насколько эффективны те процедуры, которые производят службы при очистке или посыпке покрытия, ответственная за это Госавтоинспекция сегодня сказать не может. Используемые ею приборы  позволяют определять этот показатель только при температуре выше 0С.

Когда дело касается зимы, у дорожников и инспекторов ГИБДД есть только глаз и линейка, чтобы измерить высоту наката.

«Мы много лет назад по заказу Министерства транспорта разработали и специальную методику, и прибор, который бы мог замерять коэффициент сцепления  колес с дорогой зимой, - рассказал профессор, кандидат технических наук, преподаватель кафедры «Изыскания и проектирования дорог» МАДИ Юрий Кузнецов. – Прибор называется «Зима». Это небольшая коробочка, которая кладется на приборную панель и при торможении показывает вам коэффициент сцепления при любой погоде.»

Надо сказать, что Юрий Кузнецов данной тематикой занимается уже пол века. Приборы по определению сцепления на дороге летом, разработанные на его кафедре, вписаны в национальные ГОСТы и используются при приемке дорог. А вот с зимним прибором не задалось. Разработанные для Минитранса методики измерений и устройство для морозных будней так и затерялись где-то в глубинах Министерства. Как и многие другие вполне актуальные и полезные вещи. Юрий Кузнецов, например, изучал и знает, как решить проблему с буксующими и вылетающими в кювет фурами. И это вовсе не шипованная резина. Но все попытки достучаться до чиновников, чтобы хоть как-то спасти гибнущих на дорогах людей, остались безрезультатными.

«Необходимо разработать и сформулировать четкие требования к зимнему содержанию улиц, - говорит руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Шестаченко. – Критерии качества уборки, методики оценки,  требования к персоналу и подрядчикам, работающим в этой сфере. Закрепить ответственность за бездействие или халатное исполнение обязанностей.

И самое главное, определить, что целью уборки является не процесс, а результат. И основной результат для нас – это безопасность. И не только на дорогах. Ежегодно десятки тысяч людей калечатся на скользких тротуарах,

теряют свое здоровье, а люди, ответственные за уборку, остаются безнаказанными. Так продолжаться не может.»

    Сейчас при Министерстве промышленности и торговли эксперты Ассоциации зимнего содержания дорог «Росзимдор» разрабатывают новые требования к уборке населенных пунктов, а так же инструменты, позволяющие оценить безопасность покрытия до, а не после того, как случится трагедия.

 

 

 



Возврат к списку




Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»