Песку и соли есть менее вредная альтернатива
В Иркутске активисты начали борьбу с использованием химических антигололедных реагентов на дорогах. Свое обращение они разместили в социальных сетях. Считается, что «десятки тонн химии» ежедневно выливается на дороги и тротуары областного центра, превращая проезжую часть в грязевую жижу. Жители также жалуются на коррозию, испорченную обувь и засоление почв, обвиняя в этом «страшные химические реагенты», указывают активисты. Между тем, в городе, как оказалось, «химия» не применяется.
По словам Михаила Чайковского, директора МУП «Иркутскавтодор», в Иркутске используется только пескосоляная смесь: «Соль добавляют в песок для того, чтобы он не смерзался зимой при хранении в штабелях, и чтобы смесь сохранялась в рассыпчатом, рыхлом состоянии, удобном для погрузки и равномерного распределения на дороге. Песок для составления смеси применяют природный, получаемый путем дробления горных пород. Не допускается содержание в песке камней и щебня, так как крупные частицы могут травмировать людей, повредить проезжающие автомобили, распределительное оборудование».
Таким образом, получается, что именно соль с песком и порождают проблемы, на которые жалуются жители Иркутска. Но они не единственные, кто сталкивается с подобными проблемами. На грязь, коррозию автомобилей, белые разводы и пылевые бури по весне жалуются жители всех городов, где применяют пескосоляную смесь.
Стоит отметить, что за границей песок в качестве противогололедного материала практически не используют – из-за негативного воздействия на окружающую среду. В некоторых странах он в городах запрещен. Последние медицинские исследования показали, что воздействия песчаной пыли по весне вызывает у людей аллергические, сердечно-сосудистые и даже онкологические заболевания. Находясь на дороге, песок смешивается с выхлопными газами и маслами, частицами асфальта и шин, превращаясь в крайне токсичный отход 2 класса опасности, убирать который необходимо в течение 2-3 дней. С такой скоростью по весне не чистят ни один город, учитывая объемы высыпанного за зиму песка.
Несостоятельна песчаносоляная смесь и для борьбы с гололедом, считают многие эксперты. Грязно-бурая масса застывает на морозе и превращается в коричневый панцирь, который практически невозможно убрать.
Использование чистой соли – хлорида натрия – приводит к засолению почв, оставляет разводы и ускоряет коррозию металлов.
Однако совсем без противогололедных материалов обойтись невозможно. Поэтому многие города переходят на современные противогололедные материалы, у которых воздействие на окружающую среду значительно ниже, чем у песка и соли.
Одной из первых на такие реагенты перешла Москва.
Сначала отказалась от песка, потом, в двухтысячных, – от чистой соли из-за массовой гибели растений. Последние шесть лет в столице используют специальные рецептуры антигололедных средств, разработанные с участием ведущих отечественных дорожных, медицинских и кожевенно-обувных институтов.
Согласно исследованиям Роспотребнадзора Москвы, эти противогололедные реагенты относятся к 4-му, наиболее безопасному классу и не вызывают аллергию у человека, поскольку не испаряются. Коррозионное воздействие их в два раза меньше, чем у обычной соли. В результате использования таких реагентов уровень засоления почв сократился в 2,5 раза. Число травмированных жителей из-за гололеда в Москве резко уменьшилось и сейчас является самым низким в России – около 1500 человек за весь сезон.
При поставках применяется двойная система контроля качества: на заводе-изготовителе и входной контроль при приемке продукции.
«Сырье, из которого производят противогололедный материал, используется максимально чистое, – пояснили на Уральском заводе противогололедных материалов. – В состав входит добавка из формиата натрия для смягчения воздействия других компонентов на обувь, металл и почвы. Для тротуаров добавляется белоснежная мраморная крошка, которую поставляют из того же карьера, где добывали мрамор для облицовки Храма Христа Спасителя».
По словам заместителя мэра по вопросам ЖКХ в Москве Петра Бирюкова, опыт по уборке столицы и применению ее уникальных противогололедных реагентов перенимают все больше стран. В 2012 году Стокгольм стали посыпать не гранитной, а мраморной крошкой, в 2013-м схожие по составу материалы с формиатами были использованы в Норвегии, в 2014 году транспортный институт Франции подтвердил эффективность формиатов и рекомендовал их использование для снижения экологической нагрузки. Теперь «московскими» противогололедными материалами пользуются в Берлине, Праге и в Вене.
Но не только европейцы перенимают опыт Москвы, многие города России стали переходить на современные средства и обрабатывать дороги по-новому: Владимир, Хабаровск, Казань, Самара, Екатеринбург, Уфа и т.д. Таким образом, у городских властей Иркутска есть альтернатива, достойная рассмотрения.
Источник ИА «Телеинформ»